На что жалуются петербургские потребители?
О фактах нарушения законных прав и интересов потребителей, наиболее типичных случаях обращения петербуржцев в государственные и общественные организации, а также путях решения конфликтных ситуаций рассказали журналистам начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу Галина Герцева, сопредседатель Союза потребителей Российской Федерации Анатолий Голов, заместитель начальника государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Алексей Тихашин, директор фонда «Центр независимой потребительской экспертизы», сопредседатель Союза потребителей России Елена Козьякова и председатель Санкт-Петербургского отделения организации потребителей «Общественный контроль» Всеволод Вишневецкий.
Управлением был предоставлен анализ обращений граждан за последние годы.Количество жалоб на нарушения прав потребителей в Петербурге с 2005 года увеличилось в 34 раза и составило в 2015 году более 21 тысячи.
Наибольший рост обращений в Управление приходится на торговлю, в том числе дистанционную, финансовые, туристические, транспортные, жилищно-коммунальные услуги, а также на услуги связи.
В сфере розничной торговли наибольшее количество обращений связано с ненадлежащим качеством автомобилей, парфюмерно-косметической продукции, мобильных телефонов и другой сложно-технической продукции.
На пресс-конференции были также озвучены жалобы потребителей в сфере надзора за питанием. В Управление в 2015г. всего поступило порядка 8тыс. обращений на деятельность предприятий, занятых производством и оборотом пищевых продуктов. Основными причинами обращений граждан являются: ненадлежащее качество пищевых продуктов, отсутствие полной и достоверной информации, несоответствие цен, указанных на ценнике, отсутствие контрольных весов, книги отзывов и предложений, реализация табачной и алкогольной продукции несовершеннолетним.
При участии Управления в 2015 году в судах потребителям возвращены денежные средства в размере 45,2 млн. руб. за задержку в передаче квартир, автомобилей, некачественное изготовление мебели, установку окон, незаконно взятые комиссии при оказании финансовых услуг.
В докладе начальник отдела защиты прав потребителей проанализировала изменения в структуре обращений, привела примеры успешных судебных дел и доложила о предложениях по совершенствованию законодательства по защите прав потребителей, направленных в Роспотребнадзор и Законодательное собрание Санкт-Петербурга от имени Консультативного совета при Управлении.
Практика показывает, что потребители в наименьшей мере защищены в тех сферах деятельности, где существуют пробелы в законодательстве. Увеличению количества обращений потребителей способствует также низкая правовая грамотность граждан, и поэтому одной из первостепенных задач Управления остается систематическая просветительская работа с населением.