Прокуратура разъясняет: Новое в природоохранном законодательстве
Федеральным законом от 21.07.2014 г., вступающим в силу с 01.01.2015 г., внесены изменения в Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
В новой редакции изложены понятия нормативов допустимых выбросов в атмосферный воздух и нормативов допустимых сбросов в водные объекты.
Под нормативами допустимых выбросов понимаются нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками.
Определено, что нормативы допустимых сбросов – это нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.
Введено понятие объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, как объекта капитального строительства или другого объекта, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Кроме того, введены понятия комплексного экологического разрешения, технологических нормативов, технологических показателей, технических нормативов, стационарных и передвижных источников загрязнения окружающей среды.
Введен новый основной принцип охраны окружающей среды как обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Установлено, что перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду подразделены на 4 категории, критерии отнесения к которым также устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Определено, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
В части размещения отходов производства и потребления лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы производства и потребления.
Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления, которая определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.
Этим же законом внесены изменения в Федеральный закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления», касающиеся вопросов нормирования в области обращения с отходами, а также в Федеральный закон Российской Федерации «Об охране атмосферного воздуха», касающиеся регламентации выбросов вредных веществ в воздух.
Одновременно внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).
Статья 8.5 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за сокрытие или искажение экологической информации дополнена информацией о данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, с установлением штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 6 тыс. руб. (ранее штраф составлял от 1 до 2 тыс. руб.).
Также КоАП РФ дополнен ст. 8.46, установившей административную ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, предоставлению сведений для актуализации учетных сведений и ст. 8.47, предусматривающей ответственность за осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного экологического разрешения.
Санкции названных статей предусматривают штраф для должностных и юридических лиц, максимальный размер которого составляет 100 тыс. руб.